БЛИЗКИЕ


Живопись – моё убежище, место уединения…
Катя Щеглова



Катя Щеглова (р. 1983) принадлежит к тем немногим художникам, работы которых трудно забыть. И дело тут вовсе не в размерах её полотен, а в масштабах и многогранности личности автора и том особом, поистине ренессансном взгляде на человека, который он исповедует. «Я влюбляюсь в конкретное лицо, тут-то всё и начинается», – говорит художник. Влюбленность – сильная мотивация, но Катя идёт дальше: она не просто всматривается в свои модели, но вживается в них, пропуская образ через себя, как актёр, вплоть до полного перевоплощения. Это было бы невозможно без богатого опыта работы в театре и кино, которой Катя отдает не меньше сил и времени, чем рисованию.

И всё же живопись имеет в её жизни особый статус: по словам художника, это «абсолютно индивидуальное творчество» – противоположность всякому общению, работе в театре, киносъемкам. Именно здесь рождается отличительная черта её искусства – медитативная созерцательность, отрешенность образа, основанная на личном опыте. Катя «ловит» свои модели в те мгновения, когда они остаются наедине с собой, – и становится невольным свидетелем их внутренней жизни. Полотна являют нам и внутренний мир самого художника. Это не только портреты, но и автопортреты, где мастер и модель пребывают в диалоге, путешествуя в глубины души.

Большие фигуративные холсты на удивление органично воспринимаются в интерьере: герои погружены в свои мысли и потому не вступают в прямой контакт со зрителем, не нарушают его личное пространство. Вот почему полотна Щегловой всё чаще можно видеть в частных домах и в общественных зданиях. Художник включается в мощный тренд последних лет, предоставляя картины для экспонирования не только в галереях, но и в кафе, бутиках, арт-отелях, не забывая об эксклюзивных частных заказах.

И всё же Катя Щеглова стремится сохранить пространство искусства для себя: «Не хочу, чтобы живопись стала моим основным заработком, это область творчества, существующая для меня самой». Эта решительная позиция даёт ей свободу, делая неангажированной, лишенной снобизма.

Важно отметить, что творчество Щегловой принадлежит мощной международной тенденции новейшего искусства, обновившей портретный жанр, представленной такими именами, как Дэвид Хокни, Сильвия Слей и Алекс Кац. Катя смело выходит за пределы реализма, расширяя его горизонты. Магия её портрета состоит в том, что автор, подобно шаману, медиуму может проникнуть в образ другого человека. И это чудесное свойство уводит нас в волшебное, метафизическое пространство.

Бесспорным достоинством картин Щегловой является классический выбор материала (холст, масло). Имея за плечами недолгий период обучения в таких столицах живописи, как Петербург и Нью-Йорк, она демонстрирует высокий уровень владения рисунком и колоритом. Оригинальность же композиции связывает её творчество с кинематографом, сродни работе блестящего оператора, который привносит в картину несвойственное живописи временно́е измерение.

На выставке «Близкие» представлены произведения из нескольких циклов. Ведь близкие, по мнению Щегловой, – это «мои случайно встреченные люди», схожие по духу и мировоззрению. «Первый цикл работ является частью масштабного благотворительного проекта «Дети мира», в рамках которого художник изображал детей из разных стран, пытаясь распознать и выразить их мечты, их возможности, их помыслы, угадать атмосферу, в которой они живут. Начав свой проект в одном из московских детских домов, автор идёт ещё дальше и добирается до Сочи, Португалии, Гоа и даже Камчатки. Монументальный, завораживающий своей силой триптих «Девочки Камчатки» становится кульминацией этих поисков. Он – свидетельство сопричастности, сопереживания детским судьбам где-то «на краю земли», где Катя оказалась в качестве вожатой творческого детского лагеря. Ощущение первозданной природы, возможность взаимодействия с маленькими актерами, с их ясным и чистым мировоззрением, оказывает на художника целительное воздействие, излечивая душу от агрессии большого города.

Следующий цикл работ связан с Нью-Йорком, глобальным мегаполисом. Это немой диалог Щегловой с сотрудниками арт-галерей: художниками, кураторами, уборщиками, монтажниками и менеджерами. Каждый из них величественен в своей самодостаточности, невзирая на должность или профессию. Избранный формат холста монументализирует образ, подчеркивая его значимость.

Новые подходы к композиции, просматриваются в картине «Пинг-понг. Эпизод 2», где автор будто соединяет в себе кинооператора и художника. Взгляд кинокамеры на человека особый: она видит героев в движении, одновременно с разных ракурсов. Персонажи этого полотна проходят мимо зрителя, вовлекая нас в свою жизнь. Впоследствии Катя создаст целую серию подобных работ, экспериментируя со стеклом, отражениями и зеркалами, разрушая границу реального мира и «зазеркалья», стирая грань между пространственными и временными искусствами.

Творчество Кати Щегловой – яркий феномен современной художественной культуры: оно отражает бурно меняющийся мир образ обновленного и возвышенного человека. 

КИРИЛЛ ГАВРИЛИН,
куратор выставки