Новая выставка в Арт-галерее «Абрау-Дюрсо». «Абрау: Стихия Воды»

С 16 августа по 16 октября.

Игорь Крапарь (р. 1990) – один из молодых художников современной России, творчество которого быстро набирает международную популярность. Сайты Artfinder и Saatchi Art успешно продают его картины, нашедшие пристанище в Великобритании, США, Норвегии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах – тех странах Запада, где знают толк в живописи. Французский интеллектуальный журнал «Numéro 95» с удовольствием публикует его работы, цитируя творческое кредо молодого мастера: «Я ощущаю живую энергию бытия. Это и заставляет двигаться атомы, из которых состоят мои картины. Для меня живопись – лучший способ выразить энергию. Формы, которые принимает эта энергия, чаще всего имеют женскую природу, отсюда и основная тематика моих работ. Я люблю женщин и деревья».

Женщина для художника - воплощение мистериального божества, связанного со всеми стихийными силами природы и, прежде всего, животворной водой. Нимфа, медуза, гидра, русалка, берегиня – существа схожие в различных мифологиях, воплощают универсальные представления о мироздании. В этом смысле Абрау-Дюрсо – уникальное место на Земле, созданное самой водной стихией – большое горное озеро, четыре реки, маленькое озерцо Лотосов, затерявшееся где-то в лесу, и безбрежное море. Образы этой стихии, в легендах всех населявших эту местность народов, также олицетворяют чудесные женские божества. Кажется, именно здесь мы находим мотивы древнейшего мифа о Союзе Земли и Воды, дарующем изобилие и плодородие, приводящем к торжеству самого Диониса с его тучными виноградниками.

Дерзкий, необузданный, остроумный и философствующий художник находит вдохновение в древнейших архаических культурах и культах греков, славян и скандинавских народов, сибирском и североамериканском шаманизме, языческом обрядовом фольклоре, тайных ритуалах и мистериях, уводящих нас в глубокое прошлое.

Родина Крапаря – это юг России, точнее, воронежская земля – русла зачарованных рек и таинственные чащи лесов, скрывающие первозданный мир. Это мистерия одухотворенной природы, волшебная языческая сказка, выражающая себя в удивительной графике, маэстрии рисунка, бурной красочной стихии колорита, раскрывающей самые невероятные цветовые гармонии, о чем размышляет и сам художник: «Чудесно себя ведут холодные оттенки, - ультрамарин, кобальты, лазуревые и церулеум. Их я впитал как губка во время дайвинга на море. Как раз, тогда и «заболел» этой "подводностью", и глубиной, воплотившихся в «Гидре» и «Медузе», - первых работах из морской серии. Кобальт светится, как в той самой пучине, из которой я его добыл для картины, но, вдруг, сгущается и перетекает в темноту ультрамарина, утягивая в бездну. Мистерия тягучих бликов и теней обнимает фигуру, движет ее к свету, мимо колышащихся водорослей, сквозь толщу моря».

Образы, созданные художником – это иероглифы, силуэты, охваченные энергичной линией, вылепленные смелыми, динамичными мазками. Любимое время суток – ночь - поэзия ночи, когда тайный мир оживает, стирая границу реального и потустороннего, обнажая величественную, незримую жизнь. Неслучайно, излюбленный жанр художника – мифологический ноктюрн, который свидетельствует о напряженных диалогах нашего мастера с Врубелем, Рерихом, Мунком, Климтом, Кокошкой, Эгоном Шилле, Коломаном Мозером, Боннаром, французскими художниками группы «Наби́» («Пророки»), скульпторами Роденом, Голубкиной, Эрьзей и другими творцами рубежного времени (кон. XIX – нач. XX в.), представлявшими глубокие духовные поиски и откровения эпохи символизма.

Выпускник знаменитого Воронежского художественного училища, Крапарь, с одной стороны, несет и развивает его традиции. Однако, с другой стороны, действует вопреки, отрицая закостенелые правила в смелых творческих экспериментах и поисках, стремясь к открытию новых горизонтов. Его высказывания и интервью напоминают слова бунтарски смелых манифестов художников XX века: они императивны, декларативны и провидчески осязательны. Игорь Крапарь решительно заявляет о себе не только как художник, но и исследователь, владеющий странным шаманским инструментарием, раскрывающим непознанный и невидимый мир: «Меня интересует сама жизнь. Мы не можем ее контролировать, она всегда выходит из-под контроля. Эта идея избыточности, переполненности энергией меня всегда привлекала. Я часто экспериментирую на своей творческой кухне, пробую новые материалы, техники, не выделяя для себя чего-то одного, чему отдаю предпочтение».

КИРИЛЛ ГАВРИЛИН,
куратор выставки