20.07.2022

В Абрау-Дюрсо начались раскопки и состоялась презентация уникального издания по археологии

На территории Абрау-Дюрсо состоялись два важных археологических события: начало раскопок на месте памятника археологии «Башня аспургиан», а также презентация каталога «Могильник Дюрсо».

Башня, на которой начались исследования в конце июня 2022 года, находится на территории древнего поселения Лиманчик, расположенного в Абраусском лесничестве – недалеко от Усадьбы «Круглое озеро». Сторожевое сооружение построено на высоте 160 метров над уровнем моря, на мысообразном выступе юго-восточного склона оползневого массива. Материалом для постройки башни послужили местные песчаники и известняки. Местоположение сооружения позволило ученым определить, что башня относилась к сигнально-сторожевой системе юго-восточной части Азиатского Боспора I века до нашей эры. Гости курорта Абрау-Дюрсо смогут увидеть, как ведутся раскопки – добраться до места получится как самостоятельно, так и во время экскурсии на ретро-автобусе Setra S7, который останавливается на самых значимых смотровых площадках Абрау-Дюрсо.

Институт археологии Российской Академии наук издал первую часть каталога «Могильник Дюрсо» из серии «Некрополи Черноморья». Презентация каталога прошла 30 июня 2022 года в стенах Центра туризма «Абрау-Дюрсо». Артефакты, описанные в издании, хранятся в фондах Новороссийского исторического музея-заповедника. В научный оборот вводятся погребальные комплексы древних угров, готов и хазар, захороненных на территории могильника в разное время, с V по IX вв. Расположенный в верховьях реки Дюрсо некрополь был исследован сотрудником музея Александром Дмитриевым в 1974 году. Стремительные по историческим меркам процессы эпохи Великого переселения оставили совсем немного известных нам памятников, в том числе захоронения этого периода на некрополе в урочище Дюрсо. Здесь открыты не только погребения воинов с богато декорированными мечами, но и женские захоронения с воинским инвентарем – так называемые амазонки. Примечательно, что в ряде женских захоронений прослежены следы искусственной деформации свода черепа, что объясняется их высоким социальным статусом. О мобильности этой эпохи свидетельствует близость наборов украшений из женских захоронений костюму восточных германцев.